Блог

Кому в 2024 году придут электронные повестки?

2024-11-26 06:26
Осенний призыв в 2024 году частично пройдет по новым правилам. Главное нововведение — цифровые повестки. Они уже начали приходить призывникам параллельно с обычными бумажными повестками. Со временем электронные повестки полностью заменят бумажные. Размещать их будут в личных кабинетах пользователей сайта «Госуслуги». Предполагается, что реестр электронных повесток упростит обмен данными между разными ведомствами, в том числе между военкоматом и разными компаниями.

Как будет происходить внедрение?

Для удобства работы в системе было принято решение провести внедрение в два этапа. Первый завершился 31 октября 2024 года. В ходе него Минцифры должно было подготовить реестр к работе и протестировать его. Система проверяется на работоспособность в условиях высокой нагрузки.
Второй этап начался 1 ноября 2024 года. В это время Минобороны начнет загружать информацию в систему. Первые призывники получат уведомление через «Госуслуги» уже в этот осенний призыв. Помимо этого, система позволяет формировать решения по наложению временных ограничений и рассылать их в разные ведомства. По последней информации, полноценно реестр заработает в начале 2025 года.
Доступ к реестру будет только у Минобороны и военкоматов. Каждый гражданин и повестка будут получать уникальные номера. Поэтому вероятность ошибки сведена к минимуму.

Зачем нужен электронный реестр?

Прежде всего, нововведение упрощает работу военных. Ранее работники военкоматов утопали в бумагах. Они могли путаться в данных, а некоторую информацию не обновлять годами. Осложнялась ситуация тем, что из-за высокого уровня секретности военкоматы не использовали компьютеры. В 21-м веке учет велся полностью в бумажном виде.
Цифровизация позволяет вести реестр электронных повесток в 2024 году и упростить распределение призывников по видам войск в соответствии с квалификацией. Планируется полный перевод документов в электронный вариант. Благодаря этому работа военкоматов упростится.
Работодатели получат возможность быстро обновлять информацию и передавать данные о военнообязанных. Упрощение учета позволяет избегать ошибок. В том числе сверка информации между компанией и военкоматом будет проводиться быстрее.
Для призывника электронная повестка тоже имеет плюсы. Раньше бумажный экземпляр могли не доставить или приносить однофамильцам. Были случаи, когда повестка приходила тем, кто уже служит в армии. В случае с электронным документом подобное исключено. У каждого пользователя свой личный кабинет. Поэтому вручение повестки происходит быстро.
Для допризывников цифровизация тоже полезна. Так, вносить информацию о себе лица старше 18 лет должны лично. Внедрение электронной системы позволит делать все в удаленном формате.

Что будет в реестре?

В системе воинского учета будут указаны основные сведения о призывнике. Это личные данные, место проживания, отсрочки, состояние здоровья, явки в военкомат и т. п. Реестр электронных повесток тесно связан с базой воинского учета. Между системами происходит постоянный обмен данными.
В едином реестре электронных повесток будет указано:
  • имя и место жительства получателя;
  • сведения о военкомате;
  • дата вручения;
  • дата явки в военкомат.
Посмотреть сведения призывник сможет через личный кабинет на «Госуслугах». В случае ошибок можно подать запрос на исправление информации либо можно посетить военкомат лично.
Реестр военных повесток нужен для выполнения трех задач. Первая — направление документа призывнику. Пока электронная версия будет дублировать бумажную, в будущем от последней откажутся.
Для доступа к реестру повесток пользователь должен иметь подтвержденный аккаунт на «Госуслугах». Отдельно регистрация проводится в системе. После этого данные проверяются, и если все совпадает, доступ открывается.
Вторая задача — выписка. Она формируется на основе данных из реестра электронных повесток из военкомата. Получить выписку может любой желающий.
Третья задача — внесение изменений. Это делает сотрудник военкомата на основе данных базы воинского учета. Измененный документ направляется мужчине. Копия размещается в личном кабинете на «Госуслугах».
В целом реестр воинского учета и электронные повестки выглядят очень удобными. Но пока неясно, как будет работать система. Есть и ряд вопросов у разных учреждений. Например, банки еще не понимают, как должны ограничивать выдачу кредитов тем, кто признан уклоняющимися от призыва.

Как будет работать реестр электронных повесток

Основная сложность заключается в том, что будет действовать презумпция вручения. Если повестка размещена в личном кабинете на «Госуслугах», то она будет считаться врученной в любом случае. Не имеет значения, заходил ли человек на сайт и есть ли у него учетная запись. Повестка размещена? Срок действия — неделя. После чего человек считается не явившимся в военкомат.
Пока бумажная повестка будет дублировать электронную. Ее отправят заказным письмом по почте. Как только призывник поставит подпись о вручении, повестка считается доставленной. Однако неясно, как быть с размещением цифровой копии. Будет ли бумажная версия считаться врученной после получения в руки или электронная версия станет преобладающей?
Явиться в военкомат нужно как можно скорее. Максимум дается чуть меньше трех недель на это. Такой срок предусмотрен на случай поездки или болезни. Но лучше не откладывать визит, иначе возникнут проблемы.
Есть уважительные причины для неявки в военкомат. Например, тяжелая болезнь или похороны родственника. Если близкий человек утратил трудоспособность и нуждается в постоянном уходе, это тоже могут посчитать уважительной причиной. Стихийные бедствия относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
Основная сложность в том, что любая причина требует документального подтверждения. Если уход осуществляется за родственником, то потребуются заключения врачей и документ, который указывает на родство призывника. Справку о стихийном бедствии выдадут в местной администрации.

Какие могут быть проблемы?

Основная сложность создания электронного реестра повесток, посмотреть который может любой призывник, — утечка информации. Взломы аккаунтов на «Госуслугах» не редкость, и даже двухфакторная аутентификация не исключает потерю доступа. В итоге получить сверхсекретную информацию может любой человек.
Другая сложность — факт вручения. Человек может не использовать «Госуслуги», но это не будет иметь значения. Если повестка есть в личном кабинете, то она считается врученной. Пользователь может забыть пароль или не иметь доступа к электронной почте для получения уведомлений. Это не будет иметь значения в любом случае.